ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МКОУ КСОШ
Описание образовательной программы
Основная
образовательная программа основного общего образования МКОУ КСОШ нацелена на обеспечение выполнения требований
ФГОС ООО, определяет содержание и организацию образовательного процесса в
основной школе и направлена на формирование общей культуры учащихся, их
духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие,
самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие
творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
Цели
образовательной программы
· достижение выпускниками
планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и
компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного
возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
·
становление
и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности,
неповторимости.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации
образовательной организацией основной образовательной программы основного
общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
·
обеспечение
соответствия основной образовательной программы требованиям Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС
ООО);
·
обеспечение
преемственности начального общего, основного общего, среднего общего
образования;
·
обеспечение
доступности получения качественного основного общего образования, достижение
планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного
общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с
ОВЗ;
·
установление
требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной
программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы,
обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения
каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не
только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности,
созданию необходимых условий для ее самореализации;
·
обеспечение
эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий,
взаимодействия всех участников образовательных отношений;
·
взаимодействие
образовательной организации при реализации основной образовательной программы с
социальными партнерами;
·
выявление
и развитие способностей обучающихся, в том числе детей, проявивших выдающиеся
способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересов через систему клубов,
секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с
использованием возможностей образовательных организаций дополнительного
образования;
·
организацию
интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества,
проектной и учебно-исследовательской деятельности;
·
участие
обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников
и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды,
школьного уклада;
·
включение
обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды
(населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального
управления и действия;
·
социальное
и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация
обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов,
сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального
образования, центрами профессиональной работы;
·
сохранение и укрепление
физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
·
создание благоприятных условий для становления
и развития личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности,
неповторимости путем эффективного использования ресурсов образовательного
учреждения и в соответствии с программой развития МКОУ КСОШ .
Задачи
программы:
- обеспечение
соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
- обеспечение
преемственности начального общего, основного общего, среднего общего
образования;
- обеспечение
доступности получения качественного основного общего образования, достижение
планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного
общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с
ограниченными возможностями здоровья;
- установление
требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной
программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы,
обеспечению индивидуализированного психолого- педагогического сопровождения
каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не
только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности,
созданию необходимых условий для ее самореализации;
- обеспечение
эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного
процесса, взаимодействия всех его участников;
- взаимодействие
образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с
социальными партерами;
- выявление и
развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов, ихпрофессиональных
склонностей через систему секций, студий и кружков, организацию общественно
полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием
возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
- организация
интеллектуальных и творческих соревнований, научно-техническоготворчества,
проектной и учебно-исследовательской деятельности;
- участие
обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогическихработников и
общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды,
школьного уклада. Включение обучающихся в процессы познания и преобразования
внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, края) для
приобретения опыта реального управления и действия;
- социальное и
учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация
обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов,
сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального
образования;
- сохранение и
укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся,
обеспечение их безопасности.
Комплексное
решение названных задач, предусмотренное данной программой основногообщего
образования, обеспечивается реализацией системно-деятельностного подхода,
который предполагает:
- воспитание и
развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационногообщества,
инновационной экономики, задачам построения российского гражданскогообщества на
основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его
многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
- формирование
соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся
в системе образования, переход к стратегии социальногопроектирования и конструирования
на основе разработки содержания и технологийобразования, определяющих пути и
способы достижения желаемого уровня (результата)личностного и познавательного
развития обучающихся;
- ориентацию на
достижение цели и основного результата образования — развитие наоснове освоения
универсальных учебных действий, познания и освоения мира личностиобучающегося,
его активной учебно-познавательной деятельности, формирование егоготовности к
саморазвитию и непрерывному образованию;
- признание
решающей роли содержания образования, способов организации образовательной
деятельности и учебного сотрудничества в достижении целейличностного и
социального развития обучающихся;
- учет
индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностейобучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при
построенииобразовательного процесса и определении образовательно-воспитательных
целей и путейих достижения;
- разнообразие
индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальногоразвития каждого
обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей
сограниченными возможностями здоровья.
Программа
соответствует принципам государственной политики РФ в областиобразования,
изложенным в Законе N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:
- гуманистический
характер образования;
- воспитание
гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к
окружающей природе, Родине, семье;
- общедоступность
образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития
и подготовки обучающихся и воспитанников;
- содействие
взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от
национальной, религиозной и социальной принадлежности.
Программа
адресована:
Учащимся и
родителям (законным представителям)
- для
информирования о целях, содержании организации и предполагаемых результатах
деятельности школы по достижению каждым обучающимся образовательных
результатов;
- для
определения сферы ответственности за достижение результатов образовательной
деятельности школы, родителей и обучающихся и возможностей для взаимодействия.
Учителям
- для углубления
понимания смыслов образования и в качестве ориентира в практической
образовательной деятельности.
Администрации
- для
координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к
результатам и условиям освоения учащимися ООП ООО;
- для
регулирования отношений субъектов образовательного процесса, для
принятияуправленческих решений на основе мониторинга эффективности процесса,
качества условий и результатов образовательной деятельности.
Содержание основной
образовательной программы основного общего образования формируется с учетом:
государственного
заказа:
- создание
условий для получения учащимися качественного образования в соответствии с государственными
стандартами;
- развитие
творческой, конкурентоспособной, общественно-активной, функционально-грамотной,
устойчиво развитой личности.
социального
заказа:
- организация
учебного процесса в безопасных и комфортных условиях;
- обеспечение
качества образования, позволяющего выпускникам эффективно взаимодействовать с
экономикой и обществом в соответствии с требованиями времени;
- воспитание
личности ученика, его нравственных и духовных качеств;
- обеспечение
досуговой занятости и создание условий для удовлетворения интересов развития
разнообразных способностей детей;
- воспитание
ответственного отношения учащихся к своему здоровью и формирование навыков
здорового образа жизни.
заказа
родителей:
- возможность
получения качественного образования;
- создание
условий для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- сохранение
здоровья.
Приоритетом реализации данной
образовательной программы является расширение
кругозора, социального опыта обучающихся, воспитание коммуникативной культуры через использование социального
проектирования, через активное вовлечение семьи в образовательный процесс,
развитие толерантности как фактора успешной социализации личности школьников.
Основная
образовательная программа учитывает психолого-педагогические особенности
развития детей 11-15 лет.
Особенности
развития детей |
Характеристика
приобретаемых учебныхнавыков |
Переход от учебных действий,
характерныхдля начальной школы к овладению учебнойдеятельностью характерной
для основнойшколы, которая осуществляется в формеучебного исследования, к
новой внутреннейпозиции обучающихся |
Направленность на самостоятельный познавательный
поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление
контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного
сотрудничества |
Осуществление
качественногопреобразования учебных действий и переходк развитию способности
проектированиясобственной учебной деятельности ипостроение жизненных планов
во временнойперспективе |
Развитие рефлексии общих способовдействий
и возможностей их переноса вразличные учебно-предметные
области;моделирование, контроль, оценка ипроектирование учебной деятельности |
Формирование научного типа
мышления |
Ориентирует его на
общекультурныеобразцы, нормы, эталоны, закономерностивзаимодействия с
окружающим миром |
Овладение коммуникативными средствами
и способами организации кооперации исотрудничества |
Развитие учебного сотрудничества
сучителем и сверстниками |
Изменение формы организации
учебнойдеятельности и учебного сотрудничества |
Лабораторно-семинарская,
лекционно-лабораторная исследовательская |
Переход
обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития
ребёнка – началом перехода от детства к взрослости (11-13
лет, 5-7классы). Этот период характеризуется возникновение и развитием самосознания,
а такжевнутренней переориентацией подростка от правил и ограничений,
связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
В связи с этим
необходим постоянный контакт с родителями, для оказания методической и
психолого-педагогической поддержки родителей в деле воспитания детей, выработки
единых подходов в достижении общих учебно-воспитательных целей.
Кадровый
состав, обеспечивающий реализацию основной образовательной программы начального
общего образования
№ п |
Специалисты |
Функции |
1 |
Учителя - предметники |
Организация условий для успешного
продвижения ребенка в рамках образовательного процесса |
2 |
Педагог-психолог |
Помощь педагогу в выявлении условий,
необходимых для развития ребенка в соответствии с его возрастными и
индивидуальными особенностями |
3 |
Библиотекарь |
Обеспечивает интеллектуальный и
физический доступ к информации, участвует в процессе воспитания культурного и
гражданского самосознания, содействует формированию информационной
компетентности уч-ся путем обучения поиску, анализу, оценке и обработке
информации |
4 |
Педагог дополнительного образования |
Обеспечивает реализацию вариативной
части ООП ООО |
5 |
Административный персонал |
Обеспечивает для специалистов ОУ
условия для эффективной работы, осуществляет контроль и текущую
организационную работу |
6 |
Медицинский персонал |
Обеспечивает первую помощь и
диагностику, функционирование информационной системы мониторинга здоровья
учащихся и выработку рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья, организует
диспансеризацию и вакцинацию школьников |