"Если профессия становится образом жизни,
то
ремесло превращается в искусство" - И.Шевелев.
Профориентация – комплекс
психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение
школьника.
Профориентация
реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную
работу с учащимися.
Цель профориентационной работы в школе:
-
оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля
обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
-
выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы
выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями,
способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
-
получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
-
выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями
дополнительного и профессионального образования.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
-
Профессиональной просвещение;
-
Профессиональная диагностика;
-
Профессиональная консультация и др.
Этапы и содержание
профориентационной работы в школе в
1-4 классы:
·
Формирование у младших
школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и
в обществе;
·
Развитие интереса к
учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в
различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую,
исследовательскую;
·
Постепенное расширение
представлений о мире профессионального труда;
5-7 классы:
·
Развитие у школьников
личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к
профессиональной деятельности;
·
Представления о
собственных интересах и возможностях;
·
Приобретение
первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы:
·
Групповое и
индивидуальное профконсультирование с целью выявления и формирования
адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
·
Профессиональное
самопознание;
10-11 классы:
·
Коррекция
профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Направления и формы
профориентационной работы в школе:
·
Оформление уголка по
профориентации, страничка на школьном сайте в разделе «Профориентационная
работа в школе».
·
Осуществление
взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, профориентационными
центрами района и области.
Работа с учащимися:
·
Профориентационные
мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий и др.;
·
Тестирования и
анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;
·
Консультации по выбору
профиля обучения (инд., групп.).
·
Расширение знаний в
рамках школьных предметов;
·
Организация и
проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней
открытых дверей учебных заведений;
·
Встречи с
представителями предприятий, учебных заведений;
·
Участие в конкурсах
декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в
кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования.
Работа с родителями:
·
Проведение родительских
собраний (общешкольных, классных);
·
Индивидуальные
консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения
учащимися.
КАК ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ (памятка для родителей)
·
Принятие решения о выборе профессии
Важнейшая задача – помочь ребенку разобраться в своих
профессиональных интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах своей
личности. На этом этапе подросток особенно нуждается в поддержке и
одобрении со стороны родителей, это помогает ему обрести уверенность в себе.
Оказывая помощь подростку в выборе профессии, нужно
помочь ему избежать типичных ошибок. Знание их оградит молодого человека от
лишних или неверных шагов, сэкономит время и поможет получить наиболее
подходящую для него профессию.
Типичные ошибки при выборе профессии:
·
Выбор профессии «за компанию»
·
Часто молодой человек
или девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то же учебное
заведение, что и их друзья.
·
Выбор престижной профессии
·
В данный момент
престижными считаются профессии экономиста, бухгалтера, юриста, менеджера,
переводчика и др. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у
всех есть способности к этим профессиям (высокая эрудиция, энергия,
коммуникабельность, работоспособность).
·
Отождествление учебного предмета с профессией
·
Например, ученица
хорошо пишет сочинения и решает, что ее призвание – журналистика. Однако,
профессия журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в разные сферы
деятельности и взаимоотношения людей, а не только написание статей.
·
Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится
·
К примеру, младший брат
восхищается старшим, летчиком по профессии. Из любви к брату он тоже решает,
что это его призвание. Но это далеко не всегда соответствует действительности.
·
Несоответствие здоровья и условий труда в избранной профессии
·
Необходимо знать и
учитывать особенности организма подростка, условия, в которых придется
работать, иначе его может ожидать разочарование или ухудшение состояния
здоровья. Ряд профессий предъявляют очень высокие требования к физическому
здоровью, а для некоторых профессиональных занятий существует ряд строгих
медицинских критериев профессиональной пригодности (например, хорошее зрение
для повара, кондитера, водителя).
·
Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии
·
Незнание динамики
развития профессий в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко
под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда
нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.
·
Неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах
·
Помощь в самопознании
могут оказать психологи, специалисты по профориентации, учителя, родители,
специальная литература.
·
Выбор профессии под давлением родителей
·
Очень часто родители
совершают ошибки, влияющие на правильность профессионального выбора подростка:
нередко родители активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе
варианта, который в силу различных обстоятельств жизни не удалось осуществить
им самим. То есть через ребенка они пытаются реализовать свою мечту; часто
родительские советы можно объединить под рубрикой «полезно для семейной жизни»:
«Будь врачом – нас и себя будешь лечить», «Становись поваром – хоть готовить
научишься» и т.д.; еще одно родительское заблуждение – представление о
том, что высшее образование, которое непременно должен получить их ребенок,
автоматически разрешит проблемы с нахождением удачной и хорошо оплачиваемой
работы. Особенно печально, когда установка на получение высшего образования
столь сильна, что в жертву ей приносятся и способности, и склонности, и
реальная оценка ситуации.
Важно, чтобы молодой человек понимал, что желаемый им
уровень образования, в данном случае – высшее образование, может быть
достигнут и ступенчатым путем: ПУ – техникум – ВУЗ, или при совмещении работы с
заочной формой обучения.
Родителям не нужно забывать о потребностях, интересах,
способностях своих детей. Можно помогать, но не заставлять.
Для принятия реалистичного
решения о выборе профессии необходимо проанализировать следующие факторы:
·
Первый фактор – «Хочу» Помочь подростку оценить его интересы и склонности,
выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы
заниматься каждый день.
·
Второй фактор – «Могу» Познакомить ребенка с требованиями,
которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь ему выявить способности
и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить
их к выбираемой профессии.
·
Третий фактор – «Надо» Узнайте, будет ли востребована выбираемая профессия на
рынке труда и где можно получить профессиональное образование по избранной
специальности.
·
1.Обозначьте несколько
альтернативных вариантов профессионального выбора.
2.Оцените вместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта.
3.Исследуйте шансы его успешности в каждом выборе и просчитать последствия
каждого варианта.
4.Продумайте вместе с ребенком запасные варианты на
случай затруднения в реализации основного плана.
·
Учеба.ру является
крупнейшим образовательным сайтом, который входит в структуру Издательского
дома «Работа для Вас». Сайт адресован абитуриентам, студентам колледжей и
вузов, специалистам, заинтересованные в получении второго высшего образования.
Цель
портала «Ваше рабочее место» – помощь в выборе профессии. Разработчики
сайта оригинально решают задачу знакомства школьников с профессиями. Каждый
специалист может рассказать о своей профессии по установленной схеме.
Сайт «Образование
и карьера» – информационно-справочный ресурс для выпускников школ и
студентов. Здесь размещены актуальные вакансии и рекомендации по выбору
профессии и образовательного учреждения, поиску работы.
Общероссийская
информационно-справочная система «Абитуриент» предназначена для
поступающих в вузы и школы России. Основной задачей сайта является помощь в
профессиональном самоопределении учащегося и выборе подходящего
образовательного учреждения. Решению этой задачи посвящены и отдельные разделы
сайта.
Сайт Столичного
центра профориентации «Разумный выбор» адресован старшеклассникам, стоящим
перед выбором профессии, и специалистам, работающим с подростками. Он
информирует о содержании работы Центра (определение профессиональной
пригодности; подбор учебных заведений для обучения; формирования
профессиональной готовности к поступлению в учебное заведение), методах работы
(индивидуальное и групповое, бланковое и компьютерное тестирование; тренинги
личностного роста). Все услуги специалисты Центра оказывают бесплатно. На сайте
представлен обширный материал по вопросам, связанным со столичным образованием.
Сайт
посвящен выбору профессии и адаптации человека на рынке труда. Сайт адресован и
взрослым, и подросткам, выбирающим свой путь.
Полезные ссылки:
www.edunews.ru - cправочник вузов России.
www.ucheba.ru - Образовательный портал. Содержит разнообразную информацию об образовании в России и за рубежом; сведения о вузах России. Тесты ЕГЭ.
Интернет-ресурсы по
профориентации:
azps.ru Описание профессий, разные статьи по
профориентации, технологии по профориентации, профориентационные игры.
www.pedlib.ru Педагогическая библиотека. Пряжников Н.С.
Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы).
www.moeobrazovanie.ru Как выбрать профессию? Статьи по
теме: Выбор профессии.
www.moeobrazovanie.ru Современные программы по
профориентации.
liderlic22.ho.ua Профориентация: игры, тренинги.
testoteka.narod.ru Методики для профотбора и
профориентации.
psihologschool.ucoz.ru Ошибки при выборе профессии, что
влияет на выбор профессии
psihologschool.ucoz.ru Профориентационные игры
Интернет-ресурсы в выборе профессии:
www.find-job.ru Этот
сайт посвящён целиком выбору профессии - на нём можно найти описания самых
разных профессий, различные рекомендации, тесты и справочные материалы по
выбору профессии
www.abiturcenter.ru Центр
довузовского образования. Портал для абитуриентов. Справочник абитуриента.
Интерактивное тестирование абитуриентов и старшеклассников. Подготовка к
поступлению, Издание и распространение литературы для абитуриентов и
старшеклассников. Новости довузовского образования
www.ed.vseved.ru Справочно-поисковая
система "Образование в России". Рейтинг учебных заведений
www.abituru.ru Информационный
портал для абитуриентов и школьников